Лиса и волк. Битый небитого везет.
Как лучше всего сохранить и передать информацию потомкам? Носители информации могут быть разными. Русские народные сказки - это наше наследие, наша культура.
Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Этой присказкой обычно заканчивались наши сказки. Многие ли интересовались, а в чем, собственно, состоит урок?
Ловись рыбка большая да маленькая
Жили-были дед да бабка. Дед говорит:
— Ты, бабка, пеки пироги, а я поеду, рыбы наловлю.
Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лиса на дороге свернулась калачиком и лежит. Дед слез с воза, подошёл к лисе, а она не шелохнётся.
— Никак мёртвая? Вот будет подарок жене, — сказал дед, поднял лису и положил на воз, а сам пошёл впереди.
А лиса всё это время притворялась. Стала она выбрасывать потихоньку из воза по рыбке. Повыбрасывала всю рыбу и сама соскочила с воза.
Подъехал дед к дому и зовёт бабку:
— Ну, старуха, глянь, какой я тебе воротник на шубу привёз.
— Где?
— Там, на возу, — и рыба и воротник.
Подошла баба к возу, а там ни воротника, ни рыбы. Начала ругать мужа:
— Ах ты!.. Такой-сякой! Ты ещё вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лиса-то была не мёртвая. Погоревал, погоревал, да делать-то уже нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу, да села поужинать. Навстречу ей волк идёт:
— Здравствуй, кумушка!
— Здравствуй, куманёк!
— Угости рыбкой!
— Налови сам, да и ешь.
— Я не умею.
— Эка, ведь я же наловила. Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, да приговаривай: "Ловись рыбка большая, да маленькая!" Рыба сама на хвост нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь!
Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь. Сидит, приговаривает:
— Ловись рыбка большая, да маленькая! Ловись рыбка большая, да маленькая! Ловись рыбка большая, да маленькая!
Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Пробовал было подняться, да не тут-то было.
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащить!» — думает он.
Смотрит — бабы идут за водой. Увидали серого и кричат:
— Волк, волк! Бей его, бей!
Вёдра побросали, подбежали и начали колотить волка коромыслами. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, кумушка!»
А лиса уже с утра в деревне где-то тесто сырое стащила. Идёт, лакомится сладким. Увидела битого волка, да быстренько остатки теста себе на голову намазала. Волк ей говорит:
— Так-то ты учишь? Меня всего исколотили!
— Эх, куманёк, у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозги! Меня больней твоего побили. Насилу плетусь.
— И то правда, — говорит волк, — где тебе кумушка идти. Садись на меня, я тебя довезу.
Села лиса волку на спину, он её и понёс. Вот сидит лиса, да потихоньку и говорит:
— Битый небитого везёт, битый небитого везёт.
— Что ты, кумушка, говоришь?
— Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.
— Так, кумушка, так.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чертог Лисы во Сварожьем круге Земля прошла. Покровительница чертога - богиня Марена - Великая Богиня Зимы, покоя, ночи, природного Сна и Вечной Жизни.
Время лисы - время хитрости, лжи и обмана. Лиса все проверяет на "чужой шкуре" и поступает в соответствии с девизом: "А мне это нужно?"
Чертог Волка следует за чертогом Лисы. Волк - натура двойственная и противоречивая: с одной стороны он живет своим умом, а с другой им управляет "волчья жадность" к познанию. В отличие от Лисы экспериментирует Волк на "своей шкуре". Волки являются "санитарами Жизни". Они охраняют небесную границу, разделяющую два мира: мир людей и мир богов, отсюда их могущество и сила. По этой причине отношение к волку двоякое: их боятся и мало кто любит, но с ними считаются. Покровитель чертога - бог Велес - хранитель врат Междумирья, разделяющих Миры Света и Тьмы. Заботливость и трудолюбие, стойкость и решительность, честность и постоянство, ответственность и мудрость - качества, присущие людям, рожденным в чертоге Волка.
Зима закончилась, лето не за горами. Просыпайтесь кто может, наступило время духовных трудов.