Русская балалайка, русская водка, русская волынка…
Русская балалайка, русская водка, русская волынка…
При упоминании о волынке на ум приходит шотландский музыкальный инструмент. Но это только потому, что забывать стали люди свое прошлое. Ведь существует также и русская волынка, играли на которой с давних времен, возможно, что еще восемь тысяч лет назад со времен этрусков.
При царе Иване Грозном волынка входила в состав оркестра для царской палаты. Оркестр был создан из народных музыкантов, играющих и на гуслях, свирели, гудке и ударных инструментах. На многих народных праздниках звучала волынка, и били барабаны. Это было время образования русского государства. Славяне, угро-финны и другие народы, населяющие территорию Великой Руси, объединились в одно государство: границы расширились, вобрав в себя Хазарский каганат, Булгарское царство и Сибирь.
Однако враги не дремали. Завоеватели, как водится, уничтожают культуру и традиции побежденных. И уже второй царь из семейства Романовых вдруг возненавидел русские народные инструменты и обычаи. В костер полетели свирели, рожки и гудки, гусли и волынки – инструменты с высокими тонами звучания. В 1685 году заполыхали костры на Москве реке, куда свозили со всей округи русские народные инструменты. Следующие правители стремились насаждать моду на все западное. И «сливки общества» стали «страшно далеки от народа».
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Да еще и к слову «волынка» постепенно привязался негативный смысл: «ну, затянул свою волынку» - говорят о нудном человеке или деле, «ну, что ты волынишься» - говорят, когда человек медлит. Однако в 19-ом веке силами русской интеллигенции старинные народные инструменты получили второе рождение. Вновь зазвучали гусли и свирели. На русский лад переделали немецкую гармошку и калмыцкую балалайку, которые во времена СССР числились русскими народными. Но о древнерусской волынке, словно напрочь позабыли. А ведь похожие инструменты есть у многих народов: у белорусов – это дуда, у испанцев – гайта, у немцев – дудельзак. Да и шотландцы называют свою волынку – bagpipe или хайленд. Выходит, что волынка – это русское название русского инструмента. Ситуация получается, как в детской песенке, только наоборот: «слово есть, а <волынки> нет».
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Русскую балалайку популяризировал в 19 веке дворянин В.В. Андреев, усовершенствовав ее с помощью скрипичных дел мастера Иванова. Балалайка выдавалась каждому солдату, проходящему службу. Андреев нашел мастеров, которые создали балалайки разного размера и звучания. На этой основе был создан Великорусский оркестр, исполняющий русскую народную музыку.
По поводу русской водки нельзя сказать однозначно, кто ее создал. Рассказывают, что первые самогонщики были монахи, побывавшие в Константинополе, где их угостили «водой жизни». Но использовали водку сначала для приготовления лекарственных настоек или духов. Но к 1500 годам водку стали продавать в кабаках, а при Петре 1 понеслось пьянство по Руси. Теперь Русь вымирает.
Нельзя забывать свое прошлое. Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим, а кто владеет настоящим, владеет будущим.
Конечно, трудно вытравить из народной памяти то, что было дорого. Сегодня народные умельцы продолжают изготавливать русскую волынку, играть на ней и обучать игре на волынке.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Несколько изображений на народных картинках – лубках и в книжной летописно-церковной миниатюре, пара литературных свидетельств, фольклорные данные. К сожалению волынка вышла из обихода русских до того как в него вошла фотография, на самых ранних фотокарточках русские крестьяне запечатлены уже с тальянками – самыми первыми гармониками.
В настоящее время в начале 21 века, под руководством главного военного дирижера России Халилова В.М. мастером Степанов П.Д. было сделано целое семейство современных русских волынок: сопрано, альт, тенор и бас. На сайтеhttp://www.bagpipe . ru Вы можете познакомиться с современными русскими волынками сопрано и альт и их послушать в записи.
Я видела мастера Степанова на Арбате и слушала его игру. Большая ему благодарность!
В 2016 году 25 декабря в авиакатастрофе в г. Сочи трагически погиб главный военный дирижер и музыкальный руководитель фестиваля “Спасская башня” генерал – лейтенант Халилов В.М. Он при жизни создал современные русские волынки: сопрано, альт, тенор и бас, а также он мечтал создать из русских волынок оркестр. Затем главным военным дирижером России назначили полковника Маякина Т.К., который не знает и не понимает пока в вопросах современной русской волынки и других русских народных духовых инструментов. Надеемся, что когда нибудь у него появится мысль, как у Халилова В.М., тоже создать русский народный духовой военный оркестр из современных русских волынок, рожков, жалеек и свирелей для “Спасской башни”.